тел. 932-35-54, +7(961)808-08-85
НАШИ УСЛУГИ

ЦИТАТА ДНЯ

"Лучше оправдать десять виновных, - чем обвинить одного невинного"

ЕКАТЕРИНА II

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ

Юридический каталог | обмен ссылками | каталог юридических фирм и сайтов

Образец расписки о возврате Заемщиком займа (примерная форма)

Расчет госпошлины в суд. Калькулятор госпошлины

Полный список юридической информации

Вопросы к юристу

Мировое соглашение в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и ЛО

Государственная регистрация пролонгированного договора аренды недвижимости

Последствия несоблюдения требования об одобрении крупной сделки

Прерывание 6-месячного срока принятия наследства

Полный список вопросов к юристу

Судебные дела

Взыскание долга и процентов по нотариальному договору займа

Полный список судебных дел

ПАРТНЕРЫ

РЕКОМЕНДУЕМ


на главную

ЮРИДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ


ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА по вопросам авторского и патентного права

Раздел: Статьи, комментарии законодательства.


ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по вопросам авторского и патентного  права

Предмет анализа:
1. Правовой режим использования настольной игры в сфере авторского и патентного права. Подлежит ли настольная игра охране как объект авторского и патентного права?
2. Правовая оценка использования доменного имени сайта в сети Интернет, которое совпадает с зарегистрированным Товарным знаком.
3. Имеет ли право гражданин осуществлять деятельность, направленную на обучение иных граждан в игровой форме.

Анализируемые нормативные акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 01.12.2007).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

1. Правовой режим использования настольной игры в сфере авторского и патентного права. Подлежит ли настольная игра охране как объект авторского и патентного права?

Для ответа на поставленный вопрос необходимо, прежде всего, раскрыть существенные признаки такого понятия как «игра», которое является ключевым
Принимая во внимание то, что законодательство не содержит нормативно закрепленного определения игры, в том числе и настольной игры, для разрешение поставленной задачи вполне оправдано использование доктринальных источников.
Большинство словарей сходятся в том, что игра — понятие общенаучное, поэтому в зависимости от того, где используется (философия, педагогика, психология, военное дело, социология или теория искусства), оно имеет разные толкования. По сути это идеализированный мир, в котором существуют определённые правила, более конкретизированные для каждого вида игр.
Таким образом, любой игре присущи два ключевых признака: это идея игры, и правила игры (механика игры).
Все вышеизложенное в полной мере справедливо и по отношению к настольной игре.
Настольная игра — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.
Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе (или на чём-нибудь, что может заменить стол) и/или в руках играющих. Такие игры не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования.
Таким образом, игра представляет собой, либо как один из основных видов деятельности человека, наряду с трудом и ученьем, либо как совокупность идей, методов и правил игры (в отношении настольных игр можно выделить еще такой элемент, как атрибуты, предметы необходимые для игры).
Выделив существенные признаки игры можно ответить на вопрос, о правовом режиме использования настольной игры.

Статья 1259 Гражданского кодекса предельно четко закрепляет, что может быть отнесено к объектам авторского права.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Таким образом, на основании установленных требований закона, можно сделать вывод о том, что игра, в том числе настольная игра не является объектом авторского права и не подлежит охране как авторское произведение, постольку, поскольку игру не возможно отнести к произведению науки, литературы и искусства. Вне всякого сомнения, настольная игра не может являться и программой для ЭВМ, в противном случае она приобрела бы признаки компьютерной игры (программы) и подлежала бы защите как объект авторского права.
Более того, если мы вспомни, что существенные признаки настольной игры определяются как совокупность идей, методов, правил игры и внешних атрибутов игры (предметов необходимых для игры), то можно привести прямое указание закона, в соответствии с которым, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК).

Таким образом, авторское право не распространяется на идею, правила и методы игры, но, например, на описание правил и методов игры авторское право может распространяться, если эти правила и методы выражены в какой-либо объективной форме, например, в письменной, в форме рисунка и т.п. Но и в этом случае, объектом авторского права будет являться произведение (например, рисунок), а не сами правила и методы игры.
Можно привести еще один пример. Ученый создает уникальные математические методы и правила доказательств какой-либо теоремы. Выражает свои идеи в научном труде, - монографии. В этом случае, объектом авторского права будет являться монография, а не идеи и методы, изложенные в ней.

Также, хотелось бы отметить следующий важный момент. В отдельных случаях, такой элемент настольной игры как ее внешние атрибуты и предметы (игральные кости, фигуры и т.п.) могут являться отдельным и самостоятельным объектом авторского права. Это возможно в тех случаях, когда внешние атрибуты (предметы) игры выражены и созданы таким образом, что могут быть признаны произведением искусства, дизайна, живописи, рисунка, графики и т.п. Например, шахматные фигуры с уникальным, творческим дизайном, или настольная доска (карта) для игры, которая имеет элементы творческого рисунка, живописи, графики и т.п.
Но даже в этом случае, объектом авторского права будут конкретные шахматные фигуры с конкретным творческим дизайном, а не шахматные фигуры вообще.

Рассмотрим правовой режим игры с позиции патентного права.
Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным Гражданским кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным Гражданским кодексом требованиям к промышленным образцам (ст. 1349 ГК).
В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству, из чего следует, что обычная настольная игра, не имеющая механических или электронных устройств внедренных в игру для реализации идеи игры, не является полезной моделью. Если же отдельно взятое техническое решение игры (устройство) можно будет признать полезной моделью, то и в этом случае охрана предоставляется только устройству, а не самой идеи, правилам и методам игры.
В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).
При этом, не являются изобретениями правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности (ст. 1350 ГК).

В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.
К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.
Таким образом, принимая во внимание существенные признаки любой игры (совокупность идей, методов и правил игры), игра как самостоятельный объект ни при каких условиях не может быть признан промышленным образцом. В тоже время, отдельные элементы игры (форма, конфигурация, сочетание цветов внешних атрибутов, например, орнамент игрового поля или доски или эргономические особенности игровых фигур) могут получить охрану по патентному праву как промышленный образец.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: настольная игра может быть выражена в различных видах: правила игры как алгоритм действий; технические средства для осуществления игры в соответствии с ее правилами; изображение (изложение) правил игры на носителе информации, дизайн внешних атрибутов игры и т.д. В режиме авторского права игра может быть объектом права в следующем виде: информация об игре на материальном носителе (произведение науки, литературы); вешний вид технических средств для осуществления игры (дизайн – произведение искусства). Эти права относятся к тиражированию, распространению произведений, но не к реализации самой игры (ее проведения). Возможна также правовая охрана дизайна технических средств в режиме промышленного образца. Правила игры не считаются патентоспособными изобретениями и по этой причине они не могут охраняться в режиме изобретений, который (режим) относятся именно к проведению игры.
Ряд национальных законодательств западных стран, как правило, принадлежащих к англо-саксонской правовой системе (США, Австралия, Англия) позволяют оформить и закрепить права в том числе и на идею, правила игры. Правами на эти игры обладает либо непосредственно автор либо компания-правообладатель. Копирование таких игр запрещено законом. Однако саму механику игры защитить очень сложно, поэтому существует большое количество клонов популярных игр, имеющих оригинальные названия, но с незначительной модификацией базовых правил. Так в России в свое время появилось множество клонов монополии: «Менеджер», «Кооператор».
Кроме того, существует ряд игр, на издание и тиражирование которых необходимо получать лицензию (разрешение) от правообладателя. Например, получение такого разрешения необходимо на издание игры по мотивам популярного фильма («Ночной Дозор. Настольная игра.»), литературного произведения (Harry Potter card game), или компьютерного хита (World of Warcraft Board Game).

2. Правовая оценка использования доменного имени сайта в сети Интернет, которое совпадает с зарегистрированным Товарным знаком.

В соответствии со стст. 1477-1481 ГК, на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.
Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации (ст. 1484 ГК). Кроме того, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров.
Таким образом, без разрешения правообладателя товарного знака нельзя использовать в качестве доменного имени словесные и буквенные обозначения, которые совпадают с зарегистрированными и охраняемыми на территории РФ товарными знаками, либо которые подлежат охране на основании международных договоров заключенными РФ.

3. Имеет ли право гражданин осуществлять деятельность, направленную на обучение иных граждан в игровой форме с целью извлечения прибыли?

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В силу конституционного принципа свободы экономической деятельности граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе осуществлять ее как в индивидуальном порядке - в статусе индивидуального предпринимателя, так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.
Еще одним ограничением свободы предпринимательской деятельности является лицензирование. Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование применяется в отношении тех видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Принцип свободы экономической деятельности - конституционный принцип (ст. 8 Конституции РФ). Он заключается в способности и возможности гражданина действовать в сфере экономики по собственному усмотрению, в соответствии со своими интересами и целями.
Принцип осуществления экономической деятельности на законных основаниях есть часть общего законодательного принципа законности. Он означает, что экономическая деятельность строится в соответствии с российским законодательством различных правовых отраслей, не противоречит ему. Организация, порядок, гарантии осуществления экономической деятельности достаточно подробно урегулированы правом и законом; в противном случае экономическая деятельность законна, если не запрещена ("дозволено все, что не запрещено").
Экономическая деятельность законна, если осуществляется в соответствии с положениями хозяйственного, гражданского, налогового, таможенного, финансового, валютного и других отраслей российского права.

Директор Юридической компании

Шуклин А.Л. ___________________________

Копирование и использование материала возможны только с разрешения администрации сайта Юрисконсульт.СПб.Ру


Ключевые слова статьи: интеллектуальная собственность, патент, авторское право, изобретения, защита интеллектуальной собственности, игра как объект авторского права, правовое обеспечение использования доменных имен

Вверх страницы         








©2006-2009юридические услуги в Санкт-Петербурге, юридические консультации